Инклюзия: путь к пространству равных возможностей
Сегодня в стенах Shakarim University стартовал международный форум «Инклюзия: пространство равных возможностей», организованный совместно с Управлением образования области Абай. Мероприятие объединило ведущих специалистов в области образования, социальной поддержки, медицины и научных исследований, став диалоговой площадкой для обсуждения актуальных вопросов инклюзивного образования.
В форуме приняли участие педагоги и исследователи из всех регионов Казахстана, а также представители Российской Федерации и Кыргызской Республики. Открыл работу форума ректор ШShakarim UniversityДуман Орынбеков, подчеркнув, что развитие инклюзивного образования сегодня является одним из стратегических приоритетов нашего государства.
«Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своих Посланиях особо акцентирует необходимость обеспечения равного доступа каждого ребёнка к качественному образованию. Поддержка детей с особыми образовательными потребностями — это не только педагогическая задача, но и важнейший показатель социальной справедливости. Поэтому создание условий для их полноценного обучения — наша общая ответственность», — отметил ректор.
С приветственными словами выступили заместитель акима области Абай Мейирлан Раханов и руководитель областного управления образования Бауыржан Ердембеков, которые обратили внимание на региональные и национальные аспекты развития инклюзивного образования.
Бауыржан Ердембеков подчеркнул, что инклюзия сегодня — крупная социальная проблема мирового масштаба. По его словам, важно не только устранять последствия, но и проводить глубокие научные исследования для выявления причин.
«Нельзя рассматривать это как работу только школ или инклюзивных центров. Необходимо готовить специалистов в вузах, открывать новые профильные направления. Кроме того, крайне важна работа с матерями детей с особыми образовательными потребностями — необходимо создание центров для психологической поддержки»,- отметил он.
По данным управления, в области Абай всё ещё ощущается нехватка кадров. Если в 2022 году в регионе было зарегистрировано более 5 тысяч детей с ограниченными возможностями, то в 2024–2025 годах их число превысило 6 тысяч. Эта динамика свидетельствует о масштабе и серьезности проблемы.
На форуме специалисты подчеркнули важность своевременной диагностики, подготовки дефектологов, логопедов, сурдо- и тифлопедагогов.
Профессор Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, кандидат педагогических наук, профессор Миргуль Эсенгулова отметила, что обмен опытом в сфере инклюзивного образования играет значительную роль в развитии образовательных систем обеих стран.
«Мобильные лекции, совместные конференции, обмен методическими материалами между вузами — всё это эффективные шаги, способствующие повышению качества инклюзивного образования»,- подчеркнула она.
В рамках пленарного заседания были рассмотрены вопросы формирования инклюзивной культуры, совершенствования механизмов поддержки детей с особыми образовательными потребностями, повышения профессиональной компетентности педагогов, внедрения цифровых инклюзивных решений. Эксперты отметили, что успешное развитие инклюзии возможно лишь при сочетании научных исследований, обмена опытом и согласованной институциональной политики.
Этот форум стал не просто площадкой для обсуждений, но и важным шагом на пути создания равных возможностей для каждого ребёнка.
В рамках форума была организована выставка «Вдохновение и мастерство: творчество детей с особыми образовательными потребностями и авторский опыт педагогов».

