Три дня, которые меняют архитектуру высшего образования
 
                            Что показал Международный форум «Казахстан – территория академических знаний».
Сегодня, 31 октября 2025 года в Астане завершился Международный форум стратегических партнёров «Казахстан – территория академических знаний» (инициатор — Министерство науки и высшего образования РК).
За три дня, 29–31 октября, страны и университеты обсудили, как переходить от разговоров к архитектуре действий: от индустриальных визитов и трансфера технологий до новых регуляторных форматов для транснационального образования и этики ИИ.
Форум показал новый стиль МНВО: управлять знаниями через инициативу на местах, ускорение решений и международное партнёрство. Мы увидели ведомство в новом формате, ставшим координационным интеллектом системы, где акценты смещены с форм на смысл. Задаётся новая философия действий, основанная на четырёх ключевых векторах реформ.
Децентрализация и доверие регионам. Университеты становятся центрами принятия решений, а не исполнителями указаний; регионы — площадками для пилотных инноваций.
Цифровизация и этика технологий. Создание единой экосистемы AI-Sana, внедрение инструментов академической честности и ИИ-управления качеством образования.
Транснационализация и глобальные партнёрства. Казахстанские вузы входя в единую сеть мирового образовательного пространства, усиливают филиалы, лаборатории и кампусы совместно с университетами Китая, Азии, США, Европы.
Интеграция науки, образования и индустрии. Технологический трансфер, R&D-альянсы, стратегические визиты в индустриальные кластеры рассматриваются через призму новой модели «университета действия».
Такой подход позволяет видеть систему высшего образования не как совокупность вузов, а как единый организм, способный быстро реагировать на вызовы мира и формировать собственные стандарты развития.
Масштаб и многоуровневость.
Форум был выстроен через призму трёхдневной карты реформ, отражающей новую, детальную архитектуру казахстанского образования. Каждый день - свой уровень преобразований, своя плоскость диалога между наукой, государством и обществом.
29 октября. Индустриальный день.
Визит руководителей ОВПО и НИИ на завод YDA Industrial Park стал символом перехода от теории к производственному коду науки. В этом видится как демонстрация партнёрства так и начало новой логики, когда исследовательские центры университетов становятся частью реального сектора, а промышленность интегрирует в экосистему высшей сферы образования. Так формируется модель университетов «четвёртой миссии», тех, что не только обучают, но и создают продукты, данные, технологии.
30 октября. День смыслов и решений. На этом этапе прозвучали ключевые темы будущего.
Искусственный интеллект и ожидания студентов. Разговор о том, как ИИ меняет природу академических программ и критерии качества, заставляя пересматривать подходы к образованию.
Транснациональное образование. Поиск баланса между национальными приоритетами и глобальными академическими стандартами; Казахстан уверенно утверждает себя как территория, открытая для кампусов мирового уровня.
AI-Sana Leaders. Площадка, где технологии обретают этическое измерение. Именно здесь университеты представили свои AI-продукты, а цифровая повестка обрела смысл через академическую честность, ответственность и креатив.
Профилактика зависимостей и суицидального поведения. Актуальный, суперважный и смелый трек, доказывающий: реформы невозможны без гуманитарного измерения, без заботы о человеческом ресурсе, который создаёт инновации.
От науки к рынку / трансфер технологий. Концентрат стратегического мышления: как идеи превращаются в бизнес-модели, как университеты могут быть акселераторами для экономики, а не только центрами знаний.
31 октября. День стратегических решений.
Финальная пленарная сессия и заседание Совета стратегических партнёров объединили эти линии в единую систему. Здесь речь шла не о локальных достижениях, а о новой роли университетов Казахстана в мировой образовательной архитектуре: цифровая зрелость, международная конкурентоспособность, культура этики и инноваций.
Подписанные соглашения и совместные инициативы стали фактическим закреплением новой модели — когда государство не только задаёт направление, но и создаёт среду, где университеты действуют как самостоятельные центры развития.
Форум показал: Казахстан формирует не частные решения, а систему, способную воспроизводить инновации. Именно поэтому эти вопросы — от ИИ до психического здоровья, от трансфера технологий до академической этики — звучали в одном контексте: как части единого проекта страны, создающей будущее не словами, а действиями.
Кто задавал тон глобальному диалогу.
Если первые дни форума задали траекторию внутреннего обновления системы, то заключительный день 31 октября вывел Казахстан на уровень глобального академического разговора.На одной площадке выступали фигуры, определяющие контуры мирового образования, архитекторы университетской эволюции XXI века, чьи решения формируют стандарты качества, международной мобильности и академического влияния.
Саясат Нурбек, министр науки и высшего образования Республики Казахстан, обозначил ключевую мысль. Его выступление стало концептуальным центром форума, в котором Казахстан был представлен как генератор собственных образовательных решений, готовых к международной интеграции. Nunzio Quacquarelli, президент и основатель QS (Великобритания), изменивший глобальную карту университетов, задал вектор новой логики оценки вузов. Peng Duan, президент Пекинского университета языка и культуры (КНР), говорил о мягкой силе языка и образования как основе интеграции. Wendy Larner, президент Cardiff University (Великобритания), показала, как управленческая наука и социальные инновации становятся фундаментом современной университетской миссии. Song Ki Kim, председатель совета фонда Woosong University (Южная Корея), поделился формой, где границы между странами исчезают ради обмена знаниями.
Такой состав участников усилив статус Форума, стал проверкой зрелости казахстанской модели образования, которая утвердила роль равноправного партнёра глобальных лидеров. За дискуссиями прослеживалась единая мысль: в эпоху ИИ выигрывает не тот, кто имеет больше данных, а тот, кто способен соединять знания, задачи, людей.
Острота вызовов и многозадачность решений. «...Мир ускорился, и завтра будет поздно». Форум высветил спектр проблем и действий «от… до…»: от переосмысления учебных программ под эпоху ИИ до единых стандартов академической честности; от транснациональных кампусов и аккредитаций до психического здоровья студентов в цифровой среде; от научных разработок и материаловедения до быстрого вывода решений в индустрию.
Главный эффект - новый общественный договор: инициатива снизу (университеты) плюс поддержка и рамки сверху (МНВО) плюс синергия с бизнесом и международными партнёрами сейчас, потому что «мир ускорился, и завтра будет поздно».
Shakarim University - победитель в направлении ИИ.
В рамках AI-Sana Leaders среди 200+ претендентов Shakarim University стал победителем в номинации «Лучший ИИ-проект в образовании -Академическая честность» с продуктом Shakarim AI Check, интеллектуальной системой анализа и профилактики нарушений академической этики.
Победа регионального университета в конкуренции с сильнейшими национальными центрами стало доказательством того, что идея «действовать локально и мыслить глобально» работает. Регион может быть источником национальных инноваций, а университет может быть производителем технологий, задающих стандарты для всей системы.
Что дали эти три дня Shakarim University?
Для Shakarim University участие в Форуме стало не просто возможностью быть среди лучших, а подтверждением собственной роли в новой образовательной экосистеме Казахстана. За три дня масштабное событие стало своеобразным зеркалом: в нём отразились и путь университета, и его стратегические приоритеты, и главное - понимание, что регион может быть источником национальных и даже глобальных инноваций.
Во-первых, форум утвердил Shakarim University как часть интеллектуального ядра страны. Победа в конкурсе AI-SANA Leaders с проектом Shakarim AI Check — не случайный успех, а результат системного подхода к цифровой трансформации. Университет доказал: региональная инициатива может опережать национальные тренды, если за ней стоит профессиональная команда, видение и культура научного действия. Этот проект стал примером прикладного ИИ в образовании, где технология работает не ради эффектности, а ради ценностей — честности, прозрачности и доверия.
Во-вторых, эти три дня укрепили партнёрскую сеть университета. В рамках форумных треков Shakarim University установленные контакты открывают путь к новым совместным программам, академическим обменам и включению в международные консорциумы AI и EdTech.
В-третьих, для наших преподавателей и исследователей это импульс к обновлению образовательных программ, к созданию новых междисциплинарных направлений и лабораторий, где ИИ становится инструментом развития человека, а не его заменой.
Именно поэтому сегодняшние шаги, сделанные в регионах, становятся стартовой площадкой инновационного будущего казахстанской науки и образования. Потому что будущее начинается не только в университетах мегаполисов, но и там, где есть энергия идей, смелость молодых команд и вера в возможность изменить систему изнутри. Shakarim University доказал: регион нужно рассматривать как лабораторию прогресса. В этом заключается главная миссия университета нового времени: создавать смыслы, формирующие завтрашний день страны.
Подведем итоги.
Международный форум «Казахстан – территория академических знаний», стал точкой бифуркации новой эпохи в развитии науки и высшего образования страны. За три дня в Астане оформилась новая модель университетов как субъектов, создающих продукты и решения. Министерство науки и высшего образования задало вектор смелых шагов, университеты подтвердили готовность брать ответственность, индустрия и международные партнёры выразили готовность входить в совместную co-developmen. Shakarim University — один из тех, кто движется в этом векторе, формируя собственные технологии и новые подходы к образованию будущего.
И за всем этим - стратегическое видение Правительства Республики Казахстан и личное внимание Президента К. Токаева, неустанно направляющего развитие образования, науки и инноваций как ключевой основы интеллектуального суверенитета государства.
