АР09260305 "Подготовка учителей/педагогов по естественнонаучным предметам на основе разработки инновационных моделей проектирования образовательного процесса в рамках STEM-образования и условиях трёхязычия"

Руководитель научного проекта:


Актуальность:

В государственной программе развития образования и науки РК на 2020-2025 г.г. отмечено: …«В качестве ключевой компетенции будут развиваться коммуникативные навыки обучающихся на трех языках. Будет обеспечен постепенный переход на изучение отдельных предметов на трех языках по мере готовности педагогических кадров в школах и с учетом желания учащихся и родителей»… В этом направлении в 2020 году наиболее актуальными дисциплинами среднего образования являются: математика, робототехника, сельскохозяйственная инженерия, биотехнология, квантовая инженерия, 3D-дизайн. В связи с этим, безусловно, что подготовка компетентных педагогов для преподавания естественнонаучных дисциплин должна осуществляться вузами в ближайшее время. На сегодня практически нет исследований посвященных проблемам подготовки будущих педагогических кадров по освоению образовательных ресурсов STEM-образования и практического (производственного) обучения студентов в вузе.


Цель:

Научное обоснование и разработка инновационных моделей проектирования образовательного процесса в рамках STEM-образования на основе интегративной взаимосвязи естественнонаучных предметов в условиях трёхязычия.


Ожидаемый результат:

- Выявления потенциала научно-педагогических кадров
- Наличие рабочей группы по внедрению модели STEM-образования среди педагогического коллектива
- Увеличение доли ППС, прошедших курсы повышения квалификации
- Наличие нормативно-правовой базы в соответствии с требованием проекта (положения, приказы и т.д.)
- Утверждение рабочей учебной программы дисциплины компонента по выбору, программы дополнительного образования
- Приобретения оборудований для STEM-лабораторий
- Заключение договоров
- Создание электронного контента учебной дисциплины в портале АИСSemgu.kz Статья в рецензируемом отечественном издании рекомендованном КОКСОН МОН РК


Результат:

1. Приобретено оборудование на сумму 2 млн. тенге для STEM-лабораторий.

2. Сформированы следующие электронные контенты учебных дисциплин в портале AIS Semgu.kz:
- «Цифровые инструменты и сервисы для создания образовательного контента» (2021 г., 5 кредитов) авторы: Жолымбаев О.М., Рахматуллина З.Т., курс по выбору внедрен в учебный процесс НАО «Университет имени Шакарима города Семей» на естественно-математическом факультете для обучающихся специальности 6В01507 «Информатика и робототехника».
- «Управляющие системы мехатронных и робототехнических комплексов» (2021 г., 5 кредитов) авторы: Жолымбаев О.М., Рахматуллина З.Т., Жамбулатова А.Ж., Рысжанова А.С., для обучающихся специальности 6В01507 «Информатика и робототехника».
- «Образовательная робототехника в школе» (2021 г., 5 кредитов) авторы: Жолымбаев О.М., Умирбаева С.Т., Болсынбекова Ш.Ж., для обучающихся специальностей 6В01501 «Математика», 6В01502 «Математика-информатика», 6В01503 «Математика-физика», 6В01505 «Физика-информатика».
- «ЅТЕАМ оқытуды ұйымдастырудың нысандары мен әдістері» (2021 г., 5 кредитов) авторы:
Онтагарова Д.Р., Өтегенов Қ.С., Садыкова Р.А., для обучающихся специальностей 6В01509 «Химия-Биология», 6В01510 «Биология».(2 семестр, 2021-2022 учебного года).

3. Апробируются модели STEM - образования через цикл учебных модулей в 4 дисциплинах компонента по выбоу. Работы будут продолжены в 2022 и 2023 годах

4. Согласовано тьютерское сопровождение ППС факультета социальным партнером. Алтайский Государственный педагогический университет, г. Барнаул (Россия). В рамках выполнения научного проекта ассоцированный профессор, старший научный сотрудник Абильмажинов Е.Т. и младший научный сотрудник Шакерхан К.О. посетили Алтайский государственный педагогический университет в г. Барнаул Российской Федерации, в ходе визита было проведено рабочее совещание под председательством проректора по образовательной и международной деятельности АлтГПУ Волохова С.П., где были обсуждены перспективы взаимодействия и форматы сотрудничества в контексте научного проекта. Заключен договор о взаимном сотрудничестве с Назарбаев Университетом в лице Бриджет Гудман, доктор, руководитель проекта «Наращивание педагогического потенциала вузов в подготовке учителей в области STEM в Казахстане: научно-практическое партнерство» (2021-2023гг) от «27» мая 2021г

5. Для студентов вуза организовано два призовых конкурса. Работы будут продолжены в 2022 и 2023 годах
‒ Конкурс «Применение цифровых инструментов и сервисов по STEM-образованию» ;
‒ Конкурс «Исследовательские кейсы в естественнонаучном образовании»

6. Ход реализации проекта опубликован в социальных сетях и СМИ:
https://shakarim.edu.kz/news/sotrudnichestvo-s-alt...
https://www.instagram.com/p/CWV0cFYKwtt/?utm_mediu...

7. С 15 апреля по 15 мая 2021 года, на электронной платформе Google проведено анкетирование преподавателей естественно-математического факультета (ЕМФ) университета имени Шакарима города Семей. Опрос проводился по следующим анкетам: «Анкета на выявление базовых компетенций ППС», «Входная анкета для ППС по внедрению STEМ обучения». В опросе приняли участие 44 преподавателя ЕМФ.По результатам мониторинга проведена статистическая обработка материала и разработаны рекомендации

8. Опубликовано в рецензируемом отечественном издании ККСОН 6 статей.
- Онтагарова Д.Р., Баяхметова Б.Б.,Сапакова А.К.Онлайн форматтағы дәрісте білімалушылармен кері байланысты жүзеге асыру мүмкіндігі/НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Международная интеграция как вектор развития совершенствования преподавания фундаментальных дисциплин в медицинских вузах» Посвященной 30-летию Независимости Республики Казахстан 09 Апреля 2021 года г. Семей, –С86-87
- Онтагарова Д.Р.,Нурекенова А.Н., Сапакова А.К., Салбат Г. Жаңартылған білім берудегі химия оқулықтарының мазмұны мен оқу мақсаттары жүйесінің сәйкестігі мәселелері. «Хабаршы/Вестник» КазНПУ им.Абая. Серия «Естественно-географические науки. №1 (67), 2021 г. -Б. 106-113
- Сапакова А.К., Онтагарова Д.Р., Садуова М.К., Нурекенова А.Н.Қашықтан оқытудың мазмұндық аспектілері және дидактикалық мүмкіндектері. «Хабаршы/Вестник» КазНПУ им.Абая. Серия «Естественно-географические науки. №1 (68), 2021 г. -Б. 91-97
- Сапакова А.К.,Онтагарова Д.Р., Белялова Т.Б., Нурекенова А.Н. Химиялық пәндерді оқыту барысында орнатылған кері байланыс әдіс тәсілдерінің ерекшеліктері. «Хабаршы/Вестник» КазНПУ им.Абая. Серия «Естественно-географические науки. №1 (68), 2021 г. -Б. 17-23
- Сапакова А.К.,Онтагарова Д.Р., Исенова М.К., Нурекенова А.Н. «Бейоргникалық химияның теориялық негіздері» пәні бойынша электрондық оқу-әдістемелік құралын құрастырудың дидактикалық аспектілері. «Хабаршы/Вестник» КазНПУ им.Абая. Серия «Естественно-географические науки. №1 (68), 2021 г. -Б. 23-29
- Нурекенова А.Н., Онтагарова Д.Р., Мурзабекова А.К., Сапакова А.К., Эффективность использования тестовых заданий при изучении дисциплины «Физическая и коллоидная химия» «Хабаршы/Вестник» КазНПУ им.Абая. Серия «Естественно-географические науки. №1 (67), 2021 г. –С.45-50


Члены Исследовательской группы
  • ФИО: Абильмажинов Ермек Толегенович

    Scopus Id: 56880267300

    Researcher Id: 4178-2021

    ORCID: 0000-0001-7344-0975

    Дополнительно:

  • ФИО: Шакерхан Капан Оралгазыулы

    Scopus Id: 57219107968

    Researcher Id: 000

    ORCID: 0000-0001-5013-1226

    Дополнительно:

  • ФИО: Онтагарова Динар Рахымовна

    Scopus Id: 000

    Researcher Id: 000

    ORCID: 0000-0002-9096-3729

    Дополнительно:

  • ФИО: Садыкова Райгуль Алимгазовна

    Scopus Id: 000

    Researcher Id: 000

    ORCID: 0000-0003-4862-7489

    Дополнительно:

  • ФИО: Нұрақова Гүлім Омартайқызы

    Scopus Id: 000

    Researcher Id: 000

    ORCID: 0000-0002-9534-8899

    Дополнительно:

  • ФИО: Қапанова Назым Жайлаухан қызы

    Scopus Id: 000

    Researcher Id: 000

    ORCID: 000_-____-____-____

    Дополнительно:

  • ФИО: Анияров Альмир Аскарович

    Scopus Id: 41761038800

    Researcher Id: 7735-201

    ORCID: 0000-0003-4786-1556

    Дополнительно: