15 march 2024

ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЗАХСТАНЦЕВ

Система непрерывного образования, получившая название lifelong learning на английском языке, давно зарекомендовала себя в мировой практике и ее содержание знакомо и широкой казахстанской аудитории. Непрерывное образование в последние годы стало основным направлением отечественной педагогики. Основная стадия этого начинается в детском саду, а затем продолжается в средней школе, после школы в колледже или высшем учебном заведении. После вуза продолжается магистратура и затем докторантура, а после ее окончания, курсы повышения квалификации или лекции переподготовки, сформированные в различных областях.

8 июля 2021 года опубликовано Постановление Правительства Республики Казахстан № 471 «Об утверждении концепции непрерывного обучения (непрерывного образования)».

В Казахстане существует несколько принципов системы непрерывного образования. Среди них такие приоритеты, как максимальная доступность образования для всех категорий граждан страны независимо от их возраста, пола, непрерывная разработка различных уровней образовательных областей друг с другом, дистанционное обучение в соответствии с потребностями граждан, обеспечение онлайн лекций, соответствие учебных программ в образовательных учреждениях требованиям современного рынка труда, мировым стандартам.

Актуальные проблемы, не решенные в системе образования Казахстана;

Во-первых, необходимо сформировать культ не дипломированного образования среди граждан страны. Сейчас многие молодые люди, окончившие школу, интересуются не тем, какая профессия имеет светлое будущее, а тем, по какой специальности можно выиграть государственный грант, получить диплом. Это создает условия для роста некачественных кадров, неработающих граждан в той сфере, в которой они обучались. Также среди граждан сложилось представление о том, что трудиться без окончания вуза сложно, и широко распространено стремление к массовому получению дипломов, даже если они обучаются на заочной или очной форме. Это, в свою очередь, открывает путь к тому, чтобы образование стало культовым, а не дипломом.

Во-вторых, важно, чтобы образовательные подходы были гибкими, претерпевали современные изменения. Очевидно, что учебное заведение, система образования, которая ежегодно готовит специалиста только по привычным, стандартным специальностям, не думает о его трудоустройстве в будущем, не думает о подготовке специалистов по востребованным отраслям, сталкивается с различными препятствиями и трудностями.

В-третьих, формирование системы подготовки специалистов, владеющих конкретными отраслями, а не комплексными.

«Обучение на протяжении всей жизни» - требование современности. Его полноценная реализация принесет казахстанцам новые возможности.