Это день, когда народ чтит силу духа тех, кто был и остается совестью нации.
Земля Абая стала точкой, откуда в XX веке поднимались люди, которые хотели видеть Казахстан свободным, справедливым, просвещённым.Здесь писали, боролись и мечтали алашевцы, представители политической и интеллектуальной элиты.Земля Абая помнит их имена. Для них образование, национальное достоинство и будущее народа были выше личной судьбы. Они верили, что сила нации — в знании, достоинстве и просвещённости народа. Ахмет Байтұрсынұлы, Әлихан Бөкейхан, Міржақып Дулатов, Жүсіпбек Аймауытов - величайший набат голосов того жесточайшего времени. Они стремились строить, создавать порядок, пробуждать сознание.
Каждый из них понимал: путь к свободе лежит через образование, культуру, внутреннюю зрелость. И они шли этим путём, зная, насколько трагичным может быть исход.
Нравственный код «Алаштың баласы – ұлтқа қызмет етуі керек» был внутренним императивом, что означало жизть ради будущего, служить по убеждению, работать на нацию значит, защищать её язык, поднимать школы, отстаивать право думать. Эта фраза стала ориентиром для поколения, которое начинало с себя. Она формировала носителей ответственности, тех, кто верил, что совесть важнее страха, знание прочнее власти.
«Тірі болсам, қазаққа қызмет қылмай қоймаймын». ..Слова Әлихана Бөкейхана в личной переписке стали выбором всей жизни. Служил народу. Работал, когда был депутатом Государственной думы и продолжал служить, когда был без работы. Писал, когда не печатали, не спасался, когда мог уехать, не отрёкся, когда мог избежать гибели. молчал, когда убивали.Он знал цену своей позиции и остался ей верен до конца своей жизни. Сдержал то, что сказал однажды: пока жив - будет служить казаху. Ушёл не сломленным и свободным человеком.
Сколько их — признанных врагами народа? Тех, кого назвали чужими лишь за то, что мыслили иначе, не вписывались в навязанную схему, не соглашались молчать. За верность убеждениям их вычеркивали из книг, расстреливали без суда, заставляли исчезнуть из памяти.
Одним из таких имён был Шәкәрім Құдайбердіұлы.Ученик Абая. Философ, поэт, мыслитель. Он не вступал в открытую борьбу, но его достоинство и внутренняя ясность были опаснее любого манифеста. Шәкәрім не принял ни разрушений ради «нового порядка», ни насилия во имя будущего. Он выбрал путь уединения, но не отказался от правды. И его убили. Без следствия, без обвинения.
Его имя не раз пытались вернуть народу, но всякий раз этому противостояли по инерции страха, потому что Шәкәрім говорил о том, чего боялся кровавый террор того времени — о совести, вере, культуре, внутренней свободе.
«Ар ілімін таратқан Шәкәрім – жадымызда емес, жанымызда», - писал Мұхтар Шаханов.
И если алашевцы пытались строить общество через структуру, то Шәкәрім звал к его очищению через нравственный выбор, через честность с самим собой.Мы признаем: его путь был не менее решительным
Земля Абая помнит тех, кто боролся.
Сегодня, когда страна строит новый облик, Абай облысы был и остается символом философского, интеллектуального и политического.Отсюда поднимались личности, меняющие ход истории. Здесь говорили не громко, но точно, жёстко,честно.
И сегодня именно здесь растет новая волна тех, кто мыслит категориями ценности памяти, этики и нации.«Ұлттың тірегі – өткенін ұмытпаған келешек», и именно в этом смысле 31 мая и день скорби, но больше, день зрелости нации.